Предложены механизмы ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации наиболее опасных производственных объектов (на которых используются токсичные, высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей среды), а также объектов размещения отходов I и II классов опасности.
Проектом вносится ряд изменений в федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О несостоятельности (банкротстве)», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О государственной регистрации недвижимости» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В частности:
— за 5 лет до конца срока эксплуатации объектов регулирования их владельцами должен быть разработан план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации объекта регулирования по его консервации или ликвидации;
— в отношении указанного плана мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта регулирования должно быть получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
— в план мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта регулирования в обязательном порядке включается сметная стоимость реализации ликвидационных мероприятий;
— в соответствии со сметной стоимостью владелец объекта регулирования подтверждает финансовое обеспечение осуществления ликвидационных мероприятий. Проектом предусмотрены следующие варианты финансового обеспечения: независимая гарантия, договор поручительства, создание резервного фонда;
— в случае выполнения в полном объеме плана мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта регулирования Росприроднадзором по итогам проведения проверочных мероприятий будет выдаваться заключение о соответствии реализованных мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации объекта регулирования, по его консервации или ликвидации плану мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта регулирования;
— с целью предотвращения отчуждения проблемных объектов в пользу фирм-однодневок, которые не в состоянии проводить все необходимые ликвидационные мероприятия, вводится механизм контроля сделок, предусматривающий, что при отчуждении объектов регулирования будущий собственник будет обязан подтверждать свою финансовую устойчивость. В противном случае сделки в отношении таких объектов регулирования не будут зарегистрированы;
— за неисполнение устанавливаемых проектом обязательств в отношении владельцев объектов регулирования предусмотрена соразмерная ответственность: компенсационный платеж в размере стоимости ликвидационных мероприятий, а в случае неуплаты — приостановка объявления о выплате и выплаты дивидендов (до момента уплаты компенсационного платежа либо предоставления плана мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации объекта регулирования с положительным заключением государственной экологической экспертизы и соответствующим финансовым обеспечением).
Кроме того, вводятся положения об аккумулировании средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также от платежей по искам о возмещении вреда с целью их направления на выявление, оценку и (или) ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде.
Вступление в силу предлагаемых изменений предполагается с 1 сентября 2022 года.
Скачать
Источник: ecoindustry.ru