Самолет авиакомпании Ryanair, который 23 мая летел по маршруту Афины – Вильнюс, экстренно приземлился в аэропорту Минска после получения сообщения о минировании. О потенциальной угрозе безопасности на борту экипажу сообщили диспетчеры из Управления воздушным движением Беларуси.
«Самолет благополучно приземлился, пассажиры высажены, проверка безопасности выполнена местными властями. Ничего «странного» не было обнаружено, и власти разрешили самолету вылететь примерно спустя 5 часов стоянки в Минске. Мы искренне приносим прощения у всех пострадавших пассажиров за эту прискорбную задержку, которая была вне контроля Ryanair», – прокомментировали в пресс-службе авиакомпании.
Как оказалось, в самолете находился один из основателей и бывший главный редактор признанного в Беларуси экстремистским телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич.
Несмотря на то что причины инцидента политические, они могут иметь последствия и для авиа, и для туристического рынков. Ожидания санкций, которые в конечном итоге затронут интересы пассажиров, вполне реальны, учитывая реакцию европейских государств. Так, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан посчитал ситуацию с самолетом Ryanair неприемлемой и призвал Европу к жесткому и единому ответу. Диппредставительство Греции назвало происшествие актом «государственного авиапиратства». Власти Австрии заявили о необходимости провести международное расследование, а в Польше попросили председателя Евросовета обсудить немедленные санкции против Беларуси.
Особое мнение высказал редактор сайта avia.ru Роман Гусаров. Он считает, что власти Беларуси действовали в рамках положений Международной организации гражданской авиации: «Согласно им за безопасность полетов отвечают лично главы правительств каждой страны. Если есть информация об угрозе самолету, они обязаны предпринять любые действия, чтобы устранить ее. Если санкции и последуют, то со стороны властей, а не авиационных организаций».
И всё же к вечеру сегодняшнего дня поступила реакция от ICAO. Международная организация гражданской авиации заявила в своем Твиттере об обеспокоенности «явной вынужденной посадкой самолета Ryanair» и не исключила, что это «может противоречить Чикагской конвенции». «Мы надеемся, что больше информации будет официально подтверждено заинтересованными странами и операторами», – цитируют заявление ICAO профильные телеграм-каналы.
Если нарушение будет признано, иностранным перевозчикам порекомендуют облетать территорию Беларуси, полагают участники обсуждений в турсообществе. Это создаст вполне определенные трудности пассажирам, в том числе и для российских авиакомпаний. «Закроется минский коридор для проблемных россиян и проблемных направлений, изменятся коридоры полетов, в общем, частично подорожают российские туруслуги», – написал в группе «Тревел Президиум» Игорь Козлов.
Самая большая вероятность осложнений – для белорусов: «премьер Польши уже настаивает на запрете полетов белорусских авиакомпаний над территорией ЕС, а председатель комитета по международным делам британского парламента выступает за немедленный запрет на полеты в страну. Поэтому рекомендуем воздержаться от покупки билетов «Белавиа» в ближайшее время. Случиться может всякое», – пишет телеграм-канал «Акции и распродажи».
Эксперты напоминают: похожие ситуации происходили и раньше.
5 января 2004 года личный самолет сенатора, бывшего замминистра финансов РФ Андрея Вавилова вынужденно посадили в аэропорту американского Палм-Бич. Его самого вместе с женой доставили на допрос, а позже отпустили.
21 октября 2016 года по требованию Украины самолет «Белавиа», направлявшийся из Киева в Минск, под угрозой уничтожения срочно вернулся в пункт вылета. На борту находилось 135 пассажиров, среди них журналист Армен Мартиросян. К нему у силовиков были вопросы относительно вывоза «важной информации». «После проверочных мероприятий мы убедились, что угроза национальной безопасности локализована», – пояснила пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская. Данный инцидент завершился вручением ноты протеста Министерства иностранных дел Республики Беларусь временному поверенному в делах Украины в Республике Беларусь Валерию Джигуну.
Однако самое громкое ЧП случилось летом 2013 года. Власти Франции и Португалии отозвали разрешение на использование своего воздушного пространства, опасаясь, что на борту самолета президента Боливии Эво Моралеса может находиться Эдвард Сноуден, выдачи которого требовали США. Лайнер совершил вынужденную посадку в Австрии, его обыскали, но Сноудена не нашли. Решение вызвало шквал возмущения в Латинской Америке. Эксперты гражданской авиации назвали этот случай беспрецедентным нарушением дипломатических правил. Однако никаких санкций в отношении нарушителей не последовало.
Источник: tourdom.ru